Статья «Экспериментальная деятельность в старшей группе»

Статья «Экспериментальная деятельность в старшей группе»

Алёна Румянцева
Статья «Экспериментальная деятельность в старшей группе»

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи окружающего мира, тому подтверждение экспериментальная деятельность, которая организована воспитателями в группе. Она позволяет объединить все виды деятельности, развивать наблюдательность, ум, создавать творческую личность. Для этого была создана развивающая среда, направленная на экспериментальная деятельность.

Задачи:

1. Создание условий для формирования мировоззрения.

2. Развитие представлений химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие веществ при соединении.)

3. Развитие представлений физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды).

4. Развитие представлений о свойствах: воды, песка, глины, воздуха, камня.

5. Развитие ЭМП (упражнять в количественном счете.

6. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов. Познакомить у увеличительным стеклом.

7. Развитие мыслительных способностей: анализа, классификации, сравнения, обобщения, умение делать вывод.

Свою деятельность строю, таким образом, чтобы учитывать интересы детей, занятия проводить небольшими группами. На занятиях использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, тем самым поддерживать интерес детей. Проведение занятий в данном направлении не более одного раза в неделю по 25-30 минут. Занятие включает 2-3 эксперимента, при этом учитывается сложность.

Структура занятия – эксперимента в виде игры.

• Формулирование проблемы, то есть постановка познавательной задачи.

• Отбор способов проверки, выдвижение предположений детьми.

• Подведение итогов, выводы.

Для положительной мотивации воспитатель использует различные стимулы, такие как новизна, необычность объекта, сюрприз, мотив помощи, познавательный интерес (почему так, а не иначе)

Занятия направленные на экспериментальную деятельность разделены на группы:

-Рукотворный мир человека.

Есть разработанный перспективный план по экспериментальной деятельности дошкольников

Он рассчитан на старший возраст и реализуется в рамках программы «От рождения до школы» с учетом ФГОС.

Для этого создана развивающая среда для опытов, наблюдений, экспериментов.

-Приборы-помощники: Микроскоп, увеличительное стекло – лупа, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут, компас, магниты

-Прозрачные и непрозрачные сосуды: пластиковые бутылки, стаканы. ведерки, воронки.

– Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, песок, кусочки коры, деревьев.

– Бросовый материал: кусочки кожи, поролон, лоскутки разной по фактуре ткани, пробки, проволочки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы.

-Красители (безопасные): гуашь, акварель.

-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, тонущие и плавающие игрушки.

Материалы меняются для того, чтобы постоянно поддерживать интерес детей и принцип новизны.

Перспективный план экспериментально-опытной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Сентябрь (четвертая неделя).

1.) Экскурсия в детскую лабораторию.

2.) Какая бывает вода?

3.) Вода – растворитель. Очищение воды.

5.) Сила тяготения.

6.) Волшебные стеклышки.

7.) Почему предметы движутся?

8.) Хитрости интонации.

9.) Что такое масса?

11.) Солнце дарит нам тепло и свет.

12.) Почему дует ветер?

13.) Почему не тонут корабли?

Январь (вторая, третья, четвертая неделя)

14.) Путешествие капельки.

15.) Чем можно измерить длину?

16.) Все обо всем.

17.) Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

18.) Откуда взялись остров?

19.) Как происходит извержение вулкана?

20.) Как появляются горы?

21.) Испытание магнита.

22.) О «дрожалке» и «пищалки».

23.) Как сделать звук громче?

24.) Почему поет пластинка?

25.)Как образуются метеоритные кратеры?

26.) Почему в космос летают на ракете?

27.) Секретные записки.

28.) Что такое молния?

29.) Почему горит фонарик?

30.) Электрический театр.

31.) Радуга в небе.

32.) Забавные фокусы.

Используемая литература: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Издательство Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2014.

«В поисках затерянных вещей. Магнит и его свойства.» (Экспериментальная деятельность в старшей группе) Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Как вытолкнуть воду?» Задачи: -Формирование представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. -Обучение прислушиваться к своим ощущениям.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы». Задачи: -Формирование понимания, что вода не имеет форму. -Знакомство детей через игры и опыты определять физические свойства различных.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Ветер — это движение воздуха» Задачи: -Знакомство детей с происхождением ветра как воздух. -Развитие наблюдательности, любознательности. -Способствование развитию у детей.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес» Задачи: -Знакомство детей с окружающим его мире неживой природы. – Обучение детей через игры и опыты определению физических свойств различных.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыт «Вулкан в песке» Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «вулкан»,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Удивительный магнит» Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд. Тема: “Удивительный магнит ”. Цель: расширение кругозора.

Экспериментальная деятельность детей старшей группы «Откуда хлеб пришел» (фотоотчет) Провела воспитатель Поликутина Т. П. “Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Наблюдение за веточкой смородины» Дети дошкольного возраста –прирождённые исследователи, они познают окружающий мир. Внутреннее стремление детей к исследованию создаёт условия.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «В гостях у дождевого червяка» в соответствии с ФГОС ДО Конспект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у дождевого червяка» (знакомство с почвой) ЦЕЛЬ:.

Источник: www.maam.ru

Экспериментальная деятельность в старшей группе

№ 4041 Конспект занятия “Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе “Вода-волшебница”

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

«Вода – волшебница»

СКАЧАТЬ (с картинками)

Воспитатель старшей группы

МКДОУ д/с № 1 «Синяя птица»

Абдусаламова М.А.

г. Кизляр 2015 год

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

«Вода – волшебница»

Цель : Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание :

– Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

– Развивать речь, мышление, любознательность;

– Воспитывать экологическую культуру;

– Развивать умение делать выводы, умозаключения;

– Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование : прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, кувшин с водой.

Обязательно почитайте это:  Поздравления с днем рождения маме бабушке

Методы и приемы:

Уточнения, опросы, игровые приемы

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

I часть: Вводная

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Вот я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

И стеклянной быть могу

Дети: (Вода)

Воспитатель: Да, ребята, сегодня мы будем говорить о воде.

Стихотворение про воду.

Дети:

Вода – источник жизни,

Источник светлых дней.

В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,

Воспитатель:Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода?

Дети:Чтобы купаться, мыть руки, поливать огород, поить животных, пить, поливать цветы и т. д.

Воспитатель:Дети, как вы думаете, а что станет, если вода исчезнет на земле?

Дети:Все люди погибнут, погибнет всё живое, умрут все животные, высохнут все реки и моря, будет пустыня.

Воспитатель:Ребята, а всякую ли воду можно пить?

Дети:Нет, пить можно только пресную воду.

Воспитатель:Верно. Но, к сожалению, запасов пресной воды на нашей планете становится всё меньше.Как вы думаете, должны ли мы её беречь? Если да, то как?

Дети:Нужно закрывать краны, надо расходовать воду экономно, нельзя загрязнять реки, озёра, водоёмы, нельзя бросать мусор в воду, нельзя мыть велосипеды, машины возле водоёмов.

Воспитатель:А хотите больше узнать о воде? Мы сегодня с вами станем исследователями. А вы знаете, кто такие исследователи?

Дети:Исследователи – это люди, которые изучают природу, всё, что нас окружает.

II часть: Опыты

Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель: Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик, шарик.

Воспитатель: А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода?

Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.

Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода – прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.

Дети: Нет, вода безвкусная.

Воспитатель предлагает детям размешать в одном стакане сахар, а в другом–соль. После растворения веществ, воспитатель предлагает попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Воспитатель:Вывод: своего вкуса у воды нет, но она приобретает вкус, когда в неё что-то добавить. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

Дети:Растворились.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

Воспитатель: Что же мы видим?

Дети: Вода помутнела, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Правильно, дети. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель: Ребята,а есть ли у воды запах?

Дети: Нет

Воспитатель предлагает размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предлагает понюхать воду.

Воспитатель: Ребята, а сейчас у воды есть запах?

Дети: У воды появился запах.

Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Воспитатель снова использует алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Фильтрование воды.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? Дети: Иванушка превратился в козлёнка.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Дети: Потому, что она грязная.

Воспитатель: Правильно, потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Итог занятия:

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Источник: 2018.vospitately.ru

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Воспитатель: Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора:
Но не лепкой и не чтением
Ждёт нас опыт и игра!
Воспитатель: Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы?
Дети: Да
Воспитатель: А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
Воспитатель: Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и мы узнаем, что нужно нам для занятия.
Дети: песок
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: отвечают
Воспитатель: Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок. Правильно?
Дети: Да
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Обязательно почитайте это:  Детская шапка с ушками спицами: шапка с ушками косичками с помпоном

Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать)

Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию. Как настоящие ученные, мы сейчас оденем халаты и займем свои рабочие места.

Воспитатель: Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть соль, кто знает, растворяется соль в воде или нет? А когда мама варит суп, видно соль в нем или нет?
Растворяю соль в воде и показываю детям, ее не стало. Тут же беру стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок растворяется.
Воспитатель: А сейчас вам предлагаю, уважаемые коллеги проверить пропускает ли песок воду или нет. Как вы думаете
Дети: Да, нет
Воспитатель: Хотите проверить? Тогда берите баночку с воронкой, в которой заранее насыпан песок. В воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?
Дети: Да

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: песок пропускает воду
Воспитатель: посмотрите, я хочу вам загадать логическую задачу. Беру колбочку, бросаю туда камень, насыпаю песок и вопрос: Как сделать так, чтобы камень оказался на поверхности песка?
Дети: Воды налить, высыпать песок
Воспитатель: А вы проделайте тоже самое, и подумайте.

Дети насыпают на камень в колбе песок и думают. Если догодаются – хорошо. Если нет, воспитатель сама подсказывает.

Источник: kladraz.ru

Экспериментальная деятельность для детей старшей группы ДОУ

Одной из потребностей развития детей дошкольного возраста, является их желание получать новые впечатления и представления. Одно из умений, которым овладевает ребёнок старшего дошкольного возраста — это умение объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее идёт его развитие.

В дошкольном детстве экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей.

Игры-экспериментирования возникают по инициативе взрослого или по интересам детей с образовательной целью, результат которых зависит от сформированности исследовательских умений и навыков.

Проблемная задача эксперимента предлагается детям через игру, от игрового, сказочного, мультипликационного персонажа с использованием наглядных или технических средств.

На практике предусматривается усложнение экспериментальной деятельности:

— перед детьми ставится проблема и намечается стратегия её решения, решение дети находят самостоятельно;

— ставится только проблема, а варианты решения дети ищут сами;

— при овладении исследовательскими умениями и навыками, дети самостоятельно определяют проблему, ведут поиск методов её исследования и находят решение.

При организации занятий предусматривается интеграция игры, общения, художественной и практической деятельности.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Необычное платье

Цель: определение возможности окрашивания ткани природными объектами.

Материал: кусок светлой однотонной ткани по силуэту платья, лепестки цветов, листья зелёных оттенков, разделочная доска, скалка или деревянный молоток, полиэтиленовая плёнка, прищепки, скотч.

Игровая ситуация: у Белоснежки все платья белого цвета. А ей так хочется иметь цветное платье. Что делать? Как ей помочь?

Ход эксперимента

Смесь листьев и лепестков выложить (непроизвольно или в композиции) на ткань, которая закреплена к разделочной доске. Накрыть её полиэтиленовой плёнкой, закрепив по краям скотчем. Раскатать всё это скалкой или постучать деревянным молотком. Убрать используемые «краски».

Вывод: природные объекты окрашивают ткань платья.

Ткани разные нужны, ткани разные важны

Цель: формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования.

Материал: образцы тканей (трикотаж, ситец, сатин, капрон, драп, шерсть), ёмкости, ножницы.

Игровая ситуация: к нам придёт Золушка. Она встревожена и растеряна. Скоро ехать на бал к королю, а у неё, сестёр и мачехи нет платьев. И она не знает, из какой ткани их лучше сшить.

Ход эксперимента

Дети рассматривают предлагаемые образцы тканей, отмечают их различия (цвет, структуру поверхности). Под руководством воспитателя определяют свойства ткани по алгоритму последовательности действий:

1) помять ткань и сравнить, какая лучше выглядит;

2) разрезать каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами;

3) попробовать разорвать куски на две части и сравнить степень требуемого усилия;

4) опустить в воду и определить насколько быстро впитывается влага.

После этого делают общий вывод о сходстве и различиях разных видов тканей.

Вывод: ткани отличаются степенью сминаемости, лёгкостью разрезания ножницами и разрывания, скоростью намокания; состоят из волокон; в зависимости от свойств и качеств имеют разное предназначение.

Капуста интересного цвета

Цель: расширение представлений детей о свойствах овощей.

Материал: нашинкованная краснокочанная капуста, ёмкость, соль, сахар, лимонный сок.

Игровая ситуация: деревня Простоквашино. На кухне кот Матроскин делает салат из капусты. Он в недоумении. Что случилось?

Ход эксперимента

Готовим вместе с детьми салат из нашинкованной краснокочанной капусты, перетёртой с солью. Поливаем лимонным соком с сахаром. Капуста из фиолетовой превращается в ярко-красную. Это влияние кислоты лимонного сока. По мере хранения салат опять может стать фиолетовым или немного посинеть. Это получается от того, что постепенно кислота разбавляется капустным соком, её концентрация понижается и окраска краснокочанной капусты меняется.

Вывод: под воздействием кислоты лимонного сока краснокочанная капуста меняет свой цвет.

Источник: vscolu.ru

Экспериментальная деятельность в старшей группе

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 69099 от 14.03.2017г. Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210 Смотреть

Читать публикации:

Публикации материалов на сайте:

Публикации материалов на сайте и в сборниках с № ISBN:

Публикации мастер-класс на сайте:

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы

МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга», г. Шумерля, Чувашская Республика

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
– расширить представления детей о значимости воздуха и воды в жизни человека;
– познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, и способами его обнаружения;
– активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
– развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
– развивать умение делать выводыи объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к окружающей жизни.

Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет вулкана- гейзера, колонка со спокойной музыкой.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Обязательно почитайте это:  Красная нитка на запястье: на какой руке, зачем и для чего носят

В группе оборудована минилаборатория. Входят дети (на головах одноразовые шапочки, на груди – фартуки).

– Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
-Правильно, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
Предлагаю вам поиграть в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, а я, так как старше вас, буду старшим научным сотрудником. И мы с вами, как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.

(Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места).
– Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места,

• трогать оборудование и приборы,

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

-Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
-Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
-И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ
-Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ
-Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.

1. Детям предлагается подуть через соломинки в стакан с водой.

-Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
-Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
-Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
-Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды)
-Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
-Какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный)
-Можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты).

2. Предлагаю детям надуть шарики, а затем выпустит воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук (Дети смеются).

– Что мы слышим? (Дети: Воздух)

– Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
(Дети отвечают.Воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.).

3. А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
– Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Открываю пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
– Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Вытряхиваю корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
– Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).

– В итоге, воздух не пахнет, пахнут предметы в нем!

4. Воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
– Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

Физ. минутка: дети становятся по кругу, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то топают ногами.
Игра “Бывает – не бывает”.
•Воздух бывает теплый? (Бывает)
• Воздух бывает чистый? (Бывает)
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает)
• Воздух бывает легкий? (Бывает)
• Воздух бывает грязный? (Бывает)
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает)
• Воздух бывает холодный? (Бывает)
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

– Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

5. В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. (Дети активно помогают в проведении опыта).

6. – А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях по рисованию мы учимся смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).

7. – Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

Физ. минутка: танец «Раз ладошка, два ладошка».

8. – В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера), осталось только его активировать!

Приглашает детей подойти поближе. Дети насыпают в «кратер» соду и лимонную кислоту, воспитатель выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан.

– Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают).

– Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие помощники-лаборанты. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.

И я хочу вам сделать небольшие подарки – блокноты, куда вы можете записывать, зарисовывать все свои интересные наблюдения.

– На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!

Источник: xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai

Добавить комментарий