Опыты и эксперименты в старшей группе ДОУ

Содержание

Опыты и эксперименты в старшей группе ДОУ

Цели и задачи: [/h3]
•привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
•учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой;
•дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Оборудование и материалы:
•столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет вулкана- гейзера, колонка со спокойной музыкой, ленточки для танцев, комната отдыха.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

-Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
-Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
-Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.

-Давайте обратим внимание на наши бейджики и узнаем кто кем будет в нашей лаборатории?
-Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории (я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводит самые сложные опыты).
-А кто будет моим заместителями- научными сотрудниками…. (Эти дети будут помогать мне, подносит инструментарий, следит за работой лаборантов и экспериментаторов).
-Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? ……( Проводят опыты и эксперименты, делают выводы, фиксируют результаты опытов).
-А ещё нам нужны исследователи (они помогают лаборантам, готовят инструментарий для опытов, убирают его на место, помогают фиксировать результаты опытов).

Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.

-Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Что мы слышим? (Дети: Воздух)

– Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
(Дети отвечают.Воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)

3. -А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами)
-Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Открываю пакет, в нем лежат апельсиновые корки).
-Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Вытряхиваю корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете) .
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).

4. Воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
– Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

– Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

5. В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. (Дети активно помогают в проведении опыта).

6. – А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).

Обязательно почитайте это:  Шарф снуд крючком с описанием схемы вязания - 6 моделей видео мк

Физ. минутка: детям предлагается пройти в «Комнату отдыха», где мальчики «пьют» чай, а девочки под спокойную музыку танцуют с лентами.

8. – В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера), осталось только его активировать!

Приглашает на сцену желающих из зала, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, воспитатель выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан. (Дети самостоятельно запускают свои мини-вулканы).

– Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают) – Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия. Лаборанты сегодня очень хорошо планировали свою работу.
– На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!

Источник: kladraz.ru

Экспериментирование в детском саду

Ученые-педагоги утверждают, что результативность обучения человека зависит от того, насколько он вовлечен в исследование мира, который его окружает.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

Экспериментирование в детском саду

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

  • Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
  • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
  • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
  • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
  • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

В какой деятельности могут осуществляться опыты и эксперименты в детском саду?

Экспериментирование в организованной деятельности

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

  • свойств песка, глины и камня;
  • свойств воды в ее различных состояниях;
  • температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

  • взвешивание тяжелых и легких материалов;
  • измерение длины с помощью мерок;
  • наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;
  • изучение смешивания цветов.

Структура игры-эксперимента в организованной деятельности

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:

  • постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);
  • выдвижение детьми предположений;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов и подведение итогов;
  • обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона – уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

Экология:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;
  • исследование животных.

Исследовательская деятельность о человеке:

Физические опыты в детском саду:

  • движение;
  • измерение;
  • магнетизм.
  • вещества и материалы;
  • свет и цвет;
  • звук.

Опыты на кухне.

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Обязательно почитайте это:  Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Занятие-экспериментирование в старше-подготовительной группе “Путешествие воды в природе”

Источник: www.rastut-goda.ru

Экспериментальная деятельность для детей старшей группы ДОУ

Одной из потребностей развития детей дошкольного возраста, является их желание получать новые впечатления и представления. Одно из умений, которым овладевает ребёнок старшего дошкольного возраста — это умение объяснять назначение незнакомых предметов и различать их особенности. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее идёт его развитие.

В дошкольном детстве экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей.

Игры-экспериментирования возникают по инициативе взрослого или по интересам детей с образовательной целью, результат которых зависит от сформированности исследовательских умений и навыков.

Проблемная задача эксперимента предлагается детям через игру, от игрового, сказочного, мультипликационного персонажа с использованием наглядных или технических средств.

На практике предусматривается усложнение экспериментальной деятельности:

— перед детьми ставится проблема и намечается стратегия её решения, решение дети находят самостоятельно;

— ставится только проблема, а варианты решения дети ищут сами;

— при овладении исследовательскими умениями и навыками, дети самостоятельно определяют проблему, ведут поиск методов её исследования и находят решение.

При организации занятий предусматривается интеграция игры, общения, художественной и практической деятельности.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Необычное платье

Цель: определение возможности окрашивания ткани природными объектами.

Материал: кусок светлой однотонной ткани по силуэту платья, лепестки цветов, листья зелёных оттенков, разделочная доска, скалка или деревянный молоток, полиэтиленовая плёнка, прищепки, скотч.

Игровая ситуация: у Белоснежки все платья белого цвета. А ей так хочется иметь цветное платье. Что делать? Как ей помочь?

Ход эксперимента

Смесь листьев и лепестков выложить (непроизвольно или в композиции) на ткань, которая закреплена к разделочной доске. Накрыть её полиэтиленовой плёнкой, закрепив по краям скотчем. Раскатать всё это скалкой или постучать деревянным молотком. Убрать используемые «краски».

Вывод: природные объекты окрашивают ткань платья.

Ткани разные нужны, ткани разные важны

Цель: формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования.

Материал: образцы тканей (трикотаж, ситец, сатин, капрон, драп, шерсть), ёмкости, ножницы.

Игровая ситуация: к нам придёт Золушка. Она встревожена и растеряна. Скоро ехать на бал к королю, а у неё, сестёр и мачехи нет платьев. И она не знает, из какой ткани их лучше сшить.

Ход эксперимента

Дети рассматривают предлагаемые образцы тканей, отмечают их различия (цвет, структуру поверхности). Под руководством воспитателя определяют свойства ткани по алгоритму последовательности действий:

1) помять ткань и сравнить, какая лучше выглядит;

2) разрезать каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами;

3) попробовать разорвать куски на две части и сравнить степень требуемого усилия;

4) опустить в воду и определить насколько быстро впитывается влага.

После этого делают общий вывод о сходстве и различиях разных видов тканей.

Вывод: ткани отличаются степенью сминаемости, лёгкостью разрезания ножницами и разрывания, скоростью намокания; состоят из волокон; в зависимости от свойств и качеств имеют разное предназначение.

Капуста интересного цвета

Цель: расширение представлений детей о свойствах овощей.

Материал: нашинкованная краснокочанная капуста, ёмкость, соль, сахар, лимонный сок.

Игровая ситуация: деревня Простоквашино. На кухне кот Матроскин делает салат из капусты. Он в недоумении. Что случилось?

Ход эксперимента

Готовим вместе с детьми салат из нашинкованной краснокочанной капусты, перетёртой с солью. Поливаем лимонным соком с сахаром. Капуста из фиолетовой превращается в ярко-красную. Это влияние кислоты лимонного сока. По мере хранения салат опять может стать фиолетовым или немного посинеть. Это получается от того, что постепенно кислота разбавляется капустным соком, её концентрация понижается и окраска краснокочанной капусты меняется.

Вывод: под воздействием кислоты лимонного сока краснокочанная капуста меняет свой цвет.

Источник: vscolu.ru

Экспериментирование в старшей группе «Необходимые условия для роста растений»

Проведение эксперимента в старшей группе детского сада
«Условия для роста растений»

  1. Уточнить знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений
  1. Семена для проращивания «Пшеница»
  2. Емкости и земля.

После беседы о том, какие по мнению детей, необходимы условия для роста и развития растений (солнечный свет, вода, тепло), детям было предложено проверить так ли это.

Эксперимент проводился в два этапа.

На первом этапе в две емкости были помещены семена пшеницы. В первой емкости семена находились во влажной среде: на ватном диске и периодически поливались, а во второй емкости семена находились без влаги.

По истечении 2х дней были подведены итоги: семена, которые находились во влажной среде – проросли, а семена без влаги – нет.

Таким образом дети сделали вывод, что первым необходимым условием для развития растений является ВОДА.

Затем детям было предложено продолжить эксперимент. На втором этапе Семена совместными усилиями пересадили в три горшочка.

Первый горшочек поставили в теплое место, но накрыли коробкой, тем самым ограничив попадание света на растение.

Второй горшочек поставили рядом с первым, но на него попадал солнечный свет.

Третий горшочек поставили в хорошо освещаемое, но прохладное место.

Все три горшочка с растением мы с ребятами периодически поливали.

Через 4 дня, мы с ребятами подвели итоги.

Растение в горшочке под номером один приобрело светлую окраску и вытянулось в длину. Растение в горшочке номер два густо разрослось, имело яркую, насыщенную окраску.

Растение под номером три имело густую окраску, но росло не активно.

Таким образом мы подтвердили, что для полноценного развития и роста растений необходимы три главных условия:

Обязательно почитайте это:  Оформление детского сада интересные идеи своими руками, От 2 до 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Источник: portal2011.com

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы»

Цель:

познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. – Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

– Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

– Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

– Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

– Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

– Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

– Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

– А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

– Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

– Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

Быть аккуратными и внимательно слушать.

– Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

– Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Проверить: лед – скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

– Так какой лед? (скользкий)

– Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

– Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

– Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

– А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

– Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

– Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

– Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел – (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

– Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

– А что это значит? (Лед легкий)

– А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

– А кто живет в реках? (ответы детей)

– И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

– Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

– Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

– А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

– Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

– А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

– А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

– Почему? (так как можно заболеть)

– Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. – Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

– Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

– Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

– Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

Источник: chudor.ru

Добавить комментарий