Как кукол лечат


Доктор Плюшева Лечит Куклу

Сегодня Доктор Плюшева решила не отдыхать, а заняться очень старенькой куклой, которая давно попала в аварию. Доктор Плюшева нашла эту куклу на дороге, она лежала одна нещасная, и ей не хватало тепла и внимания. И теперь Доктор готовится к очень серьезной операции, которую нужно сделать быстро и правильно. Вы также сможете поучаствовать в этой игре. Для этого вы увидите перед собой куклу, которую нужно полечить. У вас будут медицинские: щипцы, градусник, пластырь, а также жизнь для маленькой куклы, чтобы исцелить ее сердце. У вас все сможет получится, главное наедятся и верить, что кукла оживет, а ваша операция пройдет хорошо и правильно.

Здесь расположена онлайн Игра Доктор Плюшева Лечит Куклу, поиграть в нее вы можете бесплатно и прямо сейчас.

Управление в игре:

vseigru.net

Десятиручка и Доля-Недоля: как куклы лечили и оберегали наших предков

10:34, 21 марта 2018г, Общество945

Фото Андрей КАСПРИШИН

21 марта мы отмечаем славянский праздник День весеннего равноденствия и Международный день кукольника. Наши предки придавали куклам огромное значение. Они были важными артефактами, почти членами семьи, убеждена руководитель барнаульской творческой мастерской «Светлица» и Центра славянской культуры Вера Верченко.

Русская кукла-оберег всегда была загадкой для исследователей. Не совсем понятны ее корни, истоки, предназначение. Но она оберегала от злых сил и сглаза, бед и болезней. Наши предки верили, что с ней живется легче. «С заморскими Барби каши не сваришь, а с нашими - всегда. Нам кукла строить и жить помогает, - смеется Вера.

Африканские куклы наводят зло. А наши, русские - отводят. Это главное отличие.

Игровые куклы

Они существенно отличались от обрядовых и обережных. Игровые - для детей. Брали кусочки тряпочек, веточки, палочки, ложки и мастерили кукол. При их изготовлении можно было использовать ножницы, нитки, иголки (потому что они не несут сакрального смысла). У игровых кукол не было лица. Не рисовались глаза, нос и рот. Это делалось для того, говорит Вера, чтобы кукла не могла впитывать информацию и не решила начать действовать и воздействовать, не имела волю и не смогла нанести вред. Люди, а не куклы должны диктовать правила игры.

«Сказкотерапия - шикарная вещь. С помощью сказок можно понять, что ребенок думает о жизни. Для меня Баба Яга не была никогда негативным персонажем. Ее куклу делали крайне редко, разве что на Колядках… По игровым куклам можно было понять, как относились к детям и какая атмосфера была в доме», - утверждает Вера.

Часто делали игровые куклы для больных детей. Если ребенок заболевал, мама клала куклу в колыбель, чтобы та забрала всю болезнь себе. После того как ребенку становилось легче, куклу сжигали.

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол более 200 видов. Многие не дошли до нас. Их делали без ножниц и иголок. Тряпочки только рвали и завязывали. Работали такие куклы на определенных обрядах. Например, Масленица.

Кукла-купальница

За зиму все плохое она вбирала, а весной пускали ее по воде и она уплывала.

Крупеничка и Мужичок-богач

Эти обрядовые куклы делали для хорошего урожая. Крупеничка – женская кукла, очень распространенная. В ее основе мешочек, который наполнен дорогим зерном. Ставили ее в красный угол к иконам. Чтобы в доме были полные закрома, хороший урожай.

Мужичок-богач – мужская кукла (мужских кукол, кстати, очень мало). Ее наполняли тем зерном, которое выбирал хозяин (овес, пшеница, греча). Старались этих кукол богато украсить бусинками, лоскутками и ленточками. Внутрь могли положить монетки или изюм - то, что несет в дом достаток.

Крупеничку и Мужичка-богача могли использовать несколько лет подряд, а могли сжигать после сбора урожая. Особенно если урожай был плох.

«Если год был урожайный, значит, именно кукла поспособствовала этому. Ее оставляли поработать и на следующий год. Но если урожай был слабый, куклу сжигали и делали новую», - поясняет Вера.

Желанница

Эта кукла находится между обережными и обрядовыми (на грани с сакральными) куклами. Ее делали девушки в детстве и хранили до самой старости. Кукла была личная, поэтому ее прятали в сундуке. Ее никто никогда не видел. Эта кукла была украшена вышивками, лентами, бусинками. Бывает двух видов: Крошечка-Хаврошечка и Поскакушка. Первая отвечала за пряжу. Вторая - за хорошего, красивого и богатого мужа, за дорогие подарки, за то, чтобы в жизни все было хорошо.

Девушка брала куклу, говорила, что она хочет, и пришивала взамен украшение. Бусинки и ленточки считались дарами, потому что за исполнение желания нужно было что-то дать взамен.

Существовали Желанницы-перевертыши. Эта украшенная куколка делалась в детстве и хранилась до старости. Чтобы она исполнила желание, ее надо было одарить, пришить бусинку, ленточку, лоскуточек повязать. Такой вот отдарок за подарок. Ее никто никогда не видел. Это была совсем личная куколка. Как личная переписка сейчас.

С одной стороны, куклу делали светлой, богато украшенной, рисовали улыбку, с другой – ее делали темной, почти не украшали и рисовали грустный рот. Считалось, когда девушку выдавали замуж и ей хотелось кому-то выговориться, она доставала Желанницу. Светлой стороне она рассказывала хорошее, темной стороне - плохое.

«Девка выходит замуж и приходит в новый дом, и отношения в новой семье сложные, ей несладко, все старались на нее свесить. Баба молодая доставала куклу и рассказывала, как ей плохо живется. Не пойдет же она к матери. Если все хорошо - она обращалась к светлой стороне», - рассказывает Вера Верченко.  

Макошь, Доля и Недоля

Макошь – богиня, женская покровительница. К десяти годам девочка должна была уже уметь прясть, ткать, вышивать. Этот женский оберег изображался всегда с прялкой. Кукла помогала в хозяйстве, рукоделии. Украшали ее максимально богато. Чем богаче она была украшена, тем мастеровитее была девушка.

«Эту куклу делала для себя маленькая девочка или молодая девка на выданье. Нередко отец и мать выбирали для рукодельных девушек хорошие дома, богатых женихов. Если она была хорошей вышивальщицей, ее ограждали от полевых работ. После свадьбы Макошь нередко ставили в красный угол, чтобы показать, какая девка в доме рукодельница», - говорит Вера Верченко.

Доля и Недоля – куклы-помощницы Макоши. Две богини-сестры. Доля – богиня счастья. Она пряла золотую нить судьбы человека. Если ниточка ровная, значит, дорога у человека ровная, без препятствий. Доля была красивая, с длинной косой (связь с миром и всем хорошим). Ее украшали богато вышивками и лентами. Недоля символизировала беды и несчастье. Эту куколку делали неаккуратной, изображалась она в виде нечесаной старухи. Тоже пряла нить судьбы. Но она шила с узелочками, что означало трудную судьбу у человека.

Макошь могли показывать другим людям, Долю хранили в сундуке, а Недолю сжигали, чтобы несчастье побыстрее ушло.

Кукла Колокольчик

Девушки делали их перед весенними гуляньями, дарили близкой подруге. Для изготовления использовали яркие, цветные тряпочки. Куколки были с бубенцами, звенели, были ярко и весело украшены, несли позитивные эмоции, пожелание добра, хорошей жизни, мира.

Никаких ножниц, тряпочки вручную рвались и завязывались.

Спиридон-Солнцеворот

Мужская кукла - оберег с колесом. Девушка дарила ее мужчине, рулевому жизни, если хотела, чтобы он изменился, стал лучше к ней относиться. Чтобы мужчина шел по правильному пути, кукла была с колесом. Она была в обуви, подпоясанной. В пояса вкладывались желаемые качества мужчины.

Сакральные (обережные) куклы

Обережные куклы хранились всегда дома, в закрытых сундуках. Это было сакральное место. Их могла видеть только хозяйка. Такие куклы делали только будучи в хорошем настроении. При изготовлении использовали дорогие ткани. Делали их с наговорами. Залезть в женский сундучок считалось великим грехом. Приравнивалось к убийству. Это были куклы-защитницы.

Лихоманки

Домашние куклы делала сама хозяйка дома, проявляя мастерство на высшем уровне. Как правило, кукол было сразу 12 штук. У каждой свое имя. Имена давались так, чтобы отвадить что-то. Если жили небогато, куклу так и называли - Бедность. Если кто-то болел – лихоманку называли Болезнью… Изготавливали их по всем правилам, обрядам. Делали с сакральным смыслом. Женщина выбирала веревочки, лоскуточки, тряпочки, делала и рассказывала этим куклам о проблемах в доме. Последний узелок всегда завязывался с последним словом хозяйки.  В куклу вкладывалось пожелание, чтобы все зло ушло.

Лихоманки – куклы семейные, их хранили за печкой (там никто не видел). За печкой они набирались тем, что происходит в доме. Все болезни, бедность переходили в этих кукол. Когда все становилось хорошо, их сжигали.

Десятиручка

Считалось, что эта кукла помогает в домашних делах.

«На Востоке заводили вторую жену, а у нас делали куклу Десятиручку» - смеется Вера.

Кукла берет на себя часть женских забот. Ее делала замужняя девушка для того, чтобы у нее была помощь в доме. Делали ее из пряжи или ткани. Каждую делали с десятью руками.

Нередко такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она все успевала делать в доме.

Неразлучники

Эту куклу делали из соломы или ветоши. Была очень распространена. Название получила из-за одной составляющей. Одна палочка – одна рука, поэтому Неразлучники.

Ее чаще всего дарили на свадьбу или в определенные моменты жизни (когда было необходимо). Неразлучников украшали новой тканью. Если куклу делали сами для себя, старались брать ношеные ткани.

Если молодые рожали ребенка, то маленькую куколку прикрепляли к Неразлучникам. Количество детей в семье можно было узнать по этим куклам.

День-Ночь

Такую куклу делали двухсторонней. Одна половинка куклы была светлая – День, другая половинка была темная – Ночь. Но такую куклу сложно сделать без иголок, поэтому изготовление упростили. Стали делать куклы раздельные, но связанные между собой ниткой. Эта кукла встречается довольно редко. Она находится на грани между обережной и игровой куклой.

Кукла – зеркало и воспитатель

«Многие женщины разучились держать в руках иголку, не говоря уже о других умениях и навыках, - сетует Вера. - Я научилась вязать в шесть лет. Мои племянницы владеют всеми видами рукоделия. Преподают для детей. А игры в куклы – это и моторика, и общение, и воспитание, и погода в доме».

Русская кукла-оберег всегда была загадкой для исследователей, так как не совсем понятны ее корни, истоки, предназначение. Но именно она была оберегом от злых сил, от сглаза, от бед и болезней. Люди верили, что с ней живется легче.

Куколка, сделанная руками ребенка, помогает понять, что творится в его маленькой несмышленой головке, какие мысли там крутятся. Игра с такими куколками помогает выявить проблемы, возникающие у ребенка на ранних стадиях - причины отказа от общения со сверстниками, например,  или боязнь темноты. Также куколки помогают понять - на каком этапе развития находится ребенок.

Очень часто дети 8-10 лет не умеют завязывать узелки. Это не говорит, конечно, об их умственных способностях -  скорее, о пробелах в воспитании и образовании. И вот тут родители «приходят в ужас» и начинают, наконец-то, обращать внимание на дитя - на его потребности, желания, возможности и способности. Когда куколку мастерят мама и ребенок - можно точно проследить отношения в семье - авторитарные, дружеские и т.д. Если ребенок делает куклу - важно посмотреть, какие цвета использует - темные или светлые. Какие игрушки у детей – так к детям в семье относятся. 

А еще, говорит Вера, это шикарнейший пласт для показа ребенку многих материалов: льна, ситца, бязи, ниток, тесемочек и всего остального, что задействовано в изготовлении такой куколки. Когда мастерится куколка, применяются разные виды узелков, разные виды мотаний - от себя, к себе, узлы, скрещивания и т.д.

«Это все не просто интересно, но и помогает развить творческое воображение, навыки рукоделия, моторику и образное мышление, так как надо сначала «увидеть» свою куколку, а потом ее воплотить», - говорит она.

Также «разрабатывается» пространственное мышление - надо понимать, если куколка делается для подвешивания над кроваткой. Например, какого размера она может быть, какой длины «юбка», как правильно соотнести высоту туловища и длину рук и т.д.

И, конечно, самое главное, наверное, это все-таки передача наших традиций, наших знаний и умений от предков к потомкам. Сохранение культуры и опыта прежних поколений. Куколки помогают правильно оценить времена года, взаимоотношения в семье, быть «подружками», нести положительные эмоции, быть приятным подарком.

Кстати, по куклам, сделанным руками человека, можно многое понять, даже не будучи психологом. Насколько он аккуратен, тверд в убеждениях, внимателен, пунктуален и педантичен.

Олег Купчинский, Дарья Савчинская.

Отправить сообщение об ошибке

новости

www.ap22.ru

Куклотерапия

Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень – «человек». Ученые полагают, что куклы появились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Скорее всего именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение  с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

Кукол используют в игровой терапии и арттерапии. Поэтому четкого определения этого вида терапии, как и у сказкотерапии, пока нет. Поскольку, если используются уже готовые куклы, можно говорить об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими, то арттерапии.

Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно  в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.

Л.Войцехович

Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.

   

В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

2. Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе  нравственный облик.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики.

 Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье.

Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

12. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата.

Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

 Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

Аналогичные обряды есть и у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

   

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые  смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

Год назад я впервые познакомилась в интернете с тряпичными куклами. Мне стало настолько интересно, что я решила изготовить некоторые из них. Первые дались с большим трудом, но потом все легче и легче. Зато какие чувства я испытывала, когда, заходя на кухню, где они стояли на шкафу, я смотрела на свое творение! А смотрела я при каждом заходе… Каждый раз у меня возникало желание взять куклу в руки, прижать и поцеловать. Чувства сродни чувствам, испытываемым к родному ребенку.

 

Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать друг друга и окружающий мир…

Л.Войцехович

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Рассмотрим коротко их.

 

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

 

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

 

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

 

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

 

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

   

Перчаточные куклы.

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

   

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Источники: А.Ю.Татаринцева «Детские страхи», Л.Г.Гребенщикова «Основы куклотерапии»,tylinova.com,ippt.ru,psyera.ru

 

А.Ю.Татаринцева «Детские страхи»

Купить в Лабиринт.ru

 Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

 Купить в Беларуси

 Купить в Казахстане

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на [email protected]

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

ncuxolog.ru


Смотрите также